«Старинные чешские сказания»

Фауст и Вагнер

Дух Земли дал понять Фаусту его ограниченность, и сам Фауст чувствует себя до крайности униженным. Но Гете не хочет, чтобы мы поверили в ничтожность Фауста. Если он и не равен богам, то как человек он все же велик и значителен. Для того чтобы мы это почувствовали, Гете выводит рядом с ним образ Вагнера.

 

Фауст обращается к магии

Итак, Фауст обращается к магии. Именно она должна освежить его после сухой и бесплодной книжной науки. Для этого необходимы энтузиазм, полная отдача душевных сил. Фаусту вообще присуща способность целиком отдаваться избранному делу.

Так же как раньше он без остатка посвятил себя науке, так теперь его душа полна веры в чудеса магии. Ему достаточно открыть книгу Нострадама и увидеть магический знак макрокосма, чтобы прийти в восторг от предчувствия, что он приближается к тайне тайн.

   

Интерес Гете к магии

Вера в возможность быстрых решений сложных вопросов присуща молодости — молодости отдельного человека, молодости самой науки. Фауст не молод, но он человек того времени, когда наука о природе только зарождалась. Магия казалась тем средством, которое при напряжении воли даст ключ к самым сложным явлениям.

 

Разочарование Гете

Мы бы этим удовлетворились, если бы автор из своей движущейся материи на наших глазах построил мир. Но он, видимо, так же мало знал природу, как и мы, ибо, твердо установив некоторые основные понятия, тотчас же забывал о них, чтобы превратить то, что выше природы, или высшую природу в природе, в природу материальную, тяжелую, правда, подвижную, но расплывчатую и бесформенную, полагая, что этим достигает очень многого. Эта неудовлетворенность современной наукой и философией характерна для Гете в период, когда он замыслил «Фауста».

   

Страница 7 из 9